Нередки случаи, когда крановые колеса служат 3-4 месяца при регламентированном сроке 5-12 лет; срок службы подкрановых рельсов снижается до 40-50 % от регламентированного. Для обеспечения нормативных сроков эксплуатации ходовых колес и рельсов необходимо точно соблюдать нормы установки колес на ходовых тележках. Несоответствие схождения и развала колес кранов мостового типа требованиям ГОСТ 34020 - 2016 «Краны грузоподъемные. Допуски для колес, рельсовых путей кранов и их грузовых тележек» ведет к усталостным разрушениям концевых балок в местах установки колес и их соединениях с главными балками, разрушению тихоходных валов механизмов передвижения с навесными редукторами, расшатыванию колеи рельсового пути, износу реборд колес, рельсов, разрушению подшипников букс. Горизонтальные нагрузки, возникающие при взаимодействии реборд колес с рельсами, передаются на металлоконструкции крана, на подкрановые строительные конструкции и приводят к их разрушению.
Контроль положения колес должен производиться в следующих случаях
-
после монтажа крана на новом месте
-
при повышенном износе реборд колес или рельсов
-
при проведении контрольной сборки крана на заводе — изготовителе
-
при проведении технического диагностирования крана
-
при ремонте с применением сварки узлов крепления колес
-
после демонтажа или замены колес
- Контроль и выверка положения колес производятся по методике МУ.ТТГ-1742-09.
- Контроль схождения колес проводится с помощью лазерного уровня ЛКП-2 и комплекта измерительных линеек.
- Контроль развала колес проводится с помощью уровня УКП.
При базе крана(тележки) не менее 4 м контроль схождения колес проводится по методу контроля на базе крана. При базе крана(тележки) менее 4 м применяется метод контроля схождения колес по базовым точкам. Методика контроля, лазерный уровень ЛКП-2 и уровень УКП разработаны ООО Специализированным предприятием "ТЕХТРАНСГРЭС" г. Екатеринбург.
После проведения контрольных замеров оформляется протокол с указанием схождения и развала колес.