Подъемное сооружение
Подъемное сооружение - это совокупность технических устройств, оборудования и строительных конструкций, обеспечивающих подъем и перемещение груза и (или) людей на определенном производственном объекте в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины
ТУ 16-22.24 – 2018 «Подъемные сооружения. Машины и оборудование. Ремонт. Типовые технические условия».
Подкрановые строительные конструкции
Подкрановые строительные конструкции - несущие строительные конструкции зданий и сооружений (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы), предназначенные для опирания (подвески) рельсового кранового пути, восприятия крановых нагрузок и обеспечения пространственной жесткости и устойчивости каркаса, а также лестницы, площадки и проходные галереи для доступа к надземным рельсовым путям и грузоподъемным кранам, передвигающимся по этим путям.
РД 10-138-97 «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин. Часть I. Общие положения. Методические указания»
Путь рельсовый крановый
Путь рельсовый крановый - cовокупность путевого оборудования и рельсовых нитей, закрепленных на опорные элементы или подкрановые строительные конструкции, обеспечивающих передвижение и стоянку в нерабочем состоянии грузоподъемных кранов.
ТУ 16-22.24-2018 «Подъемные сооружения. Машины и оборудование. Ремонт. Технические условия» (измененная редакция)
Надземный рельсовый путь крановый
Надземный рельсовый путь крановый - это рельсовый путь крановый, опирающийся на подкрановые строительные конструкции или подвешенный к ним.
ГОСТ 56944-2016 «Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия»
Наземный рельсовый крановый путь
Наземный рельсовый крановый путь - это рельсовый крановый путь, возведенный в виде временного или постоянного сооружения, включающего верхнее и нижнее строения, предназначенный для эксплуатации, как правило, кранов стрелового типа и козловых кранов.
ГОСТ Р 70359-2022 «Краны грузоподъемные. Упоры тупиковые рельсовых путей. Технические требования»
Подкрановые строительные наземные конструкции
Подкрановые строительные наземные конструкции - это конструкции, составляющие верхнее строение (опорные элементы в виде полушпал, балок, ростверков, а также стяжки балок и балластный слой), воспринимающие нагрузки от крана и передающие их на земляное полотно (грунтовое основание).
ГОСТ Р 70359-2022 «Краны грузоподъемные. Упоры тупиковые рельсовых путей. Технические требования»
Отключающее устройство
Отключающее устройство - это устройство, являющееся частью рельсового кранового пути, обеспечивающее воздействие на ограничитель движения для автоматического предотвращения перемещения крана за пределы рабочей зоны рельсового кранового пути.
ГОСТ Р 70359-2022 «Краны грузоподъемные. Упоры тупиковые рельсовых путей. Технические требования»
Тупиковый упор
Тупиковый упор - механическое устройство, которое, в комплекте из двух и более штук, препятствует опасному передвижению крана за границами рабочей зоны рельсового пути, возможному при отказе средств автоматической остановки и (или) тормозов механизма передвижения крана.
Тупиковый упор ударного типа - тупиковый упор, предназначенный для остановки движущегося крана посредством поглощения кинетической энергии при соударении буфера крана с амортизатором.
Тупиковый упор безударного типа - тупиковый упор, предназначенный для остановки движущегося крана посредством поглощения кинетической энергии при преодолении ходовым колесом крана накатной горки.
Тупиковый упор комбинированного типа - тупиковый упор, предназначенный для остановки движущегося крана в результате последовательного поглощения кинетической энергии при преодолении ходовым колесом крана накатной горки и соударения его с амортизатором.
Путевое оборудование
Путевое оборудование - это устройства (тупиковые упоры, отключающие устройства, страховочные канаты, знаки безопасности и др.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана.
ГОСТ 56944-2016 «Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия»
Устройство рельсового кранового пути включает в себя следующие этапы
-
прокатных станов и конвейеров на объектах металлургической и тяжелой промышленности
-
изготовление рельсового кранового пути
-
монтаж рельсового кранового пути
-
разработка исполнительной документации по монтажу рельсового кранового пути (необходимые замеры, планово-высотная съемка рельсового кранового пути, акт выполненных работ)
-
разработка паспорта на рельсовый крановый путь
Особенности выполнения работ:
1) При разработке проекта рельсового кранового пути специалисты нашей организации выезжают на объект, на котором имеется необходимость в установке крана и устройстве для него кранового пути. На месте выполняются обмерные работы, исследование площадки, проходит обсуждение пожеланий заказчика относительно того, на какую длину, ширину, высоту необходимо перемещать груз максимального требуемой массы с помощью крана и ограничения, накладываемые характеристиками помещения и условиями работ, выполняемых на объекте.
После чего проводиться анализ собранных материалов, выполнение необходимых расчетов, подбор оптимального варианта конструкций рельсового кранового пути и соответствующей эстакады. Далее согласовывается эскиза с заказчиком и выполняется детальная проработка элементов конструкций кранового пути и эстакады.
Проекты наземных рельсовых крановых путей разрабатываются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51248-99 «Пути наземные рельсовые крановые», СП 12-103-2002 «Пути наземные рельсовые крановые», СП 314.1325800.2017 «Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация», ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
Проекты надземных рельсовых крановых путей разрабатываются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56944-2016 «Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия», ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
2) На основании проекта изготовляются или приобретаются отдельные детали и узлы рельсового кранового пути. Изготовленные и приобретенные детали и узлы, элементы крепления и соединения деталей и узлов кранового рельсового пути в единую конструкцию, доставляются на место монтажа.
3) На объекте выполняется монтаж, обкатка (испытание) и приемка рельсового кранового пути.
Важным элементом рельсового кранового пути является основание, служащее для передачи всех весовых нагрузок на грунт/
- Для мостовых кранов — это бетонный фундамент-опора несущих колонн.
- Для козловых кранов — грунт нижнего строения пути и гравийный балласт (балластная призма) — верхнего строения пути.
Монтаж надземного кранового пути имеет два варианта исполнения конструкции и включает в себя:
1 вариант
- Устройство фундаментного основания;
- Установку на фундаментные основания вертикальных несущих колонн;
- Монтаж подкрановых балок;
- Монтаж, рихтовка и закрепление рельсовых нитей на подкрановых балках;
- Установка в конце и начале рельсовых нитей кранового пути тупиковых упоров ударного типа и системы принудительного отключения привода передвижения крана.
- вариант
2 вариант
Подкрановые балки монтируют на опорные площадки, закрепленные на имеющихся на объекте колоннах , остальные этапы как и в 1 варианте.
Монтаж наземного кранового пути начинается с выполнения геодезической разметки на площадке, выбранной под крановый путь, установки разбивочных знаков, показывающих положение осей рельсовых нитей кранового пути и разметки нижнего строения пути (земляного полотна и водоотводов).
После проведения разметки выполняются земляные работы и формируется земляное полотно из насыпного или смешанного грунта и водоотводящие канавы. На верхней плоскости земляной "подушки" размещается верхнее строение кранового пути, куда входят балластная призма, подрельсовые опорные элементы, направляющие (рельсы), стыковые и промежуточные скрепления рельсов.
На земляное полотно насыпается балласт (в основном из щебня, гравия или гравийной-песчаной смеси), из которого формируется балластная призма, названная так за форму, которую готовая насыпь должна иметь в поперечном разрезе.
На балластную призму укладываются подрельсовые элементы (деревянные или железобетонные полушпалы, железобетонные изделия или монолитное железобетонное основание).
По окончании монтажа мы выполняем необходимые замеры, проводим планово-высотную съемку кранового пути и составляем Акт выполненных работ.